Портфолио

Перейти в портфолио

 

Получить купон на скидку

Пресса о нас

Раздел "Пресса о нас"

Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale)


Имя Томаса Чиппендейла (Thomas Chippendale)  стало синонимом Лондона XVIII столетия, ровно как и высочайшей маркой британского мебельного дизайна этого времени. Как имя Страдивари ассоциируется с уникальными скрипками, так и имя Чиппендейл — стало обозначением эпохи дизайна, пришедшей вслед за рококо — в преддверье неоклассицизма. Томас Чиппендейл заслуженно считается самым знаменитым дизайнером мебели  в Великобритании. Термин «Чиппендейл» стал родовым для обозначения мебели, произведенной в Лондоне между 1750 и 1765 годами, а также для вневременного понятия о совершенном дизайне.

Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale)  родился  5 июня 1718 в семье краснодеревщика, который жил в небольшом Йоркширском городке Отли. Родители ребенка — бедные люди, из мастеровых — мечтали, что их сын, с возрастом, продолжит столярное дело отца и станет для них достойной опорой в старости. Ни родственники, ни соседи столяра Чиппендейла не подозревали, что его сын прославит на весь мир и имя своих предков, и небольшой Йоркширский городок, в котором родился мастер и где ему  через несколько лет после смерти поставят памятник, назвав Томаса Чиппендейла Великим гражданином города Отли.  

Чиппендейл прожил в Отли 21 год — учился грамоте и наблюдал за работой отца, помогая ему и, со временем, постигая секреты столярного ремесла. В 1739 году Томас покинул дом и уехал из Отли в Лондон. Там Чиппендейл вначале работал резчиком по дереву, но к 1735 году молодой человек всерьез увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись, как мастер-практик и, как автор многочисленных дизайнерских проектов.

В 1749 году Томас Чиппендейл открывает в Лондоне собственную мастерскую. В Англии процветало огромное количество столярных предприятий, производивших мебель, основная масса которых была сосредоточена в Лондоне, на северной границе Вестминстера, в переулке Святого Мартина (St. Martin's Lane). Именно здесь в 1753 году поселился Томас Чиппендейл, когда успехи в продаже мебели его изготовления позволили ему расширить мастерскую. Цех Чиппендейла был по сравнению с предприятиями соседей небольшим. Однако, для новатора, человека огромной энергии, который, более чем заурядный краснодеревщик был полностью погружен в технические аспекты своего ремесла, это было, фактически, предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели, изготовленной в модном стиле рококо, который принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений.  


До начала XVIII века мебель изготовлялась главным образом из бука, дуба, ореха и ясеня. В 1725 году в Европу попало красное дерево, когда капитан одного английского судна привез его с Ямайки в качестве балласта. Вскоре красное дерево стало излюбленным материалом для мебельных мастеров. Одним из первых «краснодеревщиков» был Томас Чиппендейл. Тропическая древесина красного дерева, которую привозили в Англию из Гондураса и Кубы, стала использоваться повсеместно, поскольку была удобна для облицовки и податлива для инструментов резчика. С введением красного дерева образуется и тот новый стиль английской мебели, который впоследствии был назван именем Томаса Чиппендейла. Чиппендейл переходит на красное или лимонное дерево, которое не требует фанерования, а  может быть использовано как в виде целых брусков, так и клееного массива.

Разница между английской и французской мебелью в эту эпоху заключается в том, что во Франции фактура дерева скрыта под позолотой или сплошной окраской, в Англии же поверхность дерева покрывается только воском. На возникновение нового стиля английской мебели также оказали влияние привозная китайская мебель и местная готическая. В первой: угловатые контуры, ажурные резные перекладины, решетчатые панно сухого геометрического рисунка и изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, причем утолщенный нижний конец образует зажавшую шар птичью лапу. Готическая мебель имела зубчатые аркады и мотивы оконных переплетов, повторяющие детали каменной архитектуры готики, угасавшей к этому времени. Из этих элементов и тех форм, которые царили во французской мебели в первой половине 18 века, Чиппендейл сумел создать тот новый стиль, которым начался расцвет английской мебели.  


Первые образцы своей мебели Томас Чиппендейл делал еще в стиле королевы Анны, но затем, будучи современником царившего во Франции стиля рококо, мастер начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей мебели и за улучшение ее пропорций в сторону большей легкости и изящества. Чиппендейл сумел в дальнейшем соединить черты голландской мебели с изящными украшениями из раковин и завитков стиля рококо, и добиться на фоне этих совершенно разнородных элементов, создания своего собственного стиля, с капризно изогнутыми, но вместе с тем глубоко конструктивными и удобными формами.

В 1754 году Томас Чиппендейл публикует свою книгу «Gentleman and Cabinet-maker's Director» (Указатель для клиентов и краснодеревщиков) — роскошный каталог, в который помещает 160 гравюр и первое описание пяти классических направлений в архитектуре, которые он применил для создания мебели. Успехом этой книги было обеспечено место Чиппендейла в истории. Книга предназначалась для формирования вкуса аристократов, но инструкции были ориентированы на краснодеревщиков, которые могли копировать предлагаемые рисунки. Первое издание «Указателя» Чиппендейла было собранием коллекции мебели «Gothick, Chinese, and modern Tastes» (Готические, Китайские и современные Вкусы). Хотя, на самом деле, гравюры каталога иллюстрировали полный диапазон всех стилей мебели той эпохи и объясняли появление экзотических мотивов в ее дизайне. В «словарь рококо» были добавлены китайские и готические элементы, которые часто смешивались, воплощаясь в фантастических образах новых моделей мастера.    


Это иллюстрированное собрание проектов мебели рококо, созданных Томасом Чиппендейлом, оказало огромное влияние на мастеров Европы и Америки, поскольку, являлось первым всесторонним каталогом домашней мебели, а так же — первой инструкцией по ее дизайну. Каталог Чиппендейла служил своеобразным катализатором тенденций стилей XVIII века. Ко времени публикации «The Director» Чиппендейл числился краснодеревщиком «номер один». Возросший объем продукции успешно трудившейся мастерской означал, что Чиппендейл уже не столько работал сам, сколько руководил ее коллективом, состоявшим примерно из сорока человек. Он имел и субподрядчиков, выискивая лучших изготовителей бронзовых накладок и панелей маркетри.

«The Director» принес финансовую выгоду, позволившую Чиппендейлу расширить бизнес и стать ведущим производителем мебели того времени. Его успех обеспечил сотрудничавшим с ним мастерам возможность выпускать собственные книги образцов.

Еще при жизни Чиппендейл достиг более высокой известности, чем любой другой английский дизайнер и, несомненно, его работы оплачивались по более высоким счетам, чем на самом деле стоили. Его книга, которую по праву можно назвать так же и первым торговым каталогом, сделала огромную рекламу проектам Чиппендейла. 

За первой публикацией «Указателя для клиентов и краснодеревщиков» Томаса Чиппендейла последовала вторая — дополненная новыми гравюрами и проектами. Третье издание появляется в 1762 году, которое значительно переработано и дополнено. Число листов достигает двухсот. Из 161 листа первого издания во второе включены 95, изготовлены 105 новых. Значительно обогащается выбор предметов мебели, рекламируется выбор предметов мебели: стулья для зала, стол для бритья, комнатный орган, светильники и канделябры, камины и т. д. Обширный список типов мебели, приводимый в названии «Руководства» и включающий 46 названий, полностью соответствует представленной мебели.

В литературе отмечается, что Томас Чиппендейл изобразил проекты всех известных на то время типов мебели и даже создал новые оригинальные формы. Проекты четко делятся на мебель для сидения, корпусную и резную. По стилю и конструкции они разнообразны. Долгие годы «Указатель» Чиппендейла оставался наиболее влиятельным руководством для мастеров и заказчиков. Появление новых методов производства и передовой для того времени технологии позволили краснодеревщикам в неограниченных количествах воспроизводить проекты, представленные в этой замечательной книге Чиппендейла. Успех ее у специалистов и читателей был настолько велик, что понятие «Chippendale» стало основным для, фактически, всей мебели, изготовленной из красного дерева в середине XVIII века.

 


Благодаря распространению чертежей Чиппендейла, являвшихся вначале единственным руководством для английских столяров, его стиль быстро распространился по всей Англии и вызвал подражание в Северной Америке и в ряде других стран, расположенных по берегам Северного и Балтийского морей. Мебель, созданная по эскизам Чиппендейла, была прочной, долговечной и комфортабельной. Томаса Чиппендейла окрестили Королем Функциональности, поскольку мастер создавал удобные и красивые предметы, но без «приторных», излишних украшательств.

Лучшими проектами Томаса Чиппендейла эксперты считают его стулья и кресла с резными, «ленточными» спинками. Причём, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной «ступнёй» в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом. Все типы мебели, изготовленной искусным мастером изумительны: от обыкновенных умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных и ломберных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.

 


Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех Чиппендейла занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори — всё, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в её работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.).

Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла стал английский аристократ сэр Джилберт Хескот. По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота — «Норменшон Холл» и для его городских домов в Фулхэме и на площади Гросвенор. Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла.

 

Своеобразие английской мебели XVIII столетия во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII века. Это явление способствовало единому решению интерьера, а также наложило свою печать на дизайн мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений и характера отбора декоративных элементов. С 1760 года в работах Чиппендейла начинает ощущаться сильное влияние архитектора, исповедовавшего классицизм в искусстве —  Роберта Адама. Он работал вместе с Адамом над несколькими интерьерами, такими как Harewood House, Уэст-Йоркшир. Работал также над другими домами: Nostell Priory, Aske Hall, Newby Hall в Йоркшире; Wilton House в Уилтоншире, Petworth House в Западном Суссексе.

Тридцать лет — с 1750 по 1780 гг. —  в английском мебельном дизайне главенствовал стиль «Chippendale», стиль, объединивший грациозное изящество скользящих силуэтов мебели времен правления английской королевы Анны с искусно вырезанными —  характерными для рококо причудливыми орнаментами из ракушек, более сложного французского рокайля; добавив к ним готическую строгость и экзотические краски, вдохновленные китайскими мотивами.


13 ноября 1779 году в Лондоне умер Томас Чиппендейл. Один из его одиннадцати детей, тоже носивший имя Томас (1749–1829), стал преемником отца и с успехом продолжал его дело в течение более сорока лет, работая вместе с мастером Томасом Хэйгом. Множество экземпляров удивительно-прекрасной мебели XVIII столетия во все времена приписывалось авторству Чиппендейла, имя которого стало хрестоматийным в истории искусства. Однако, при тщательной проверке оказывалось, что оригинальной работе мастера принадлежат из них лишь единицы. Настоящие изделия знаменитого мастера украшают известные музеи: Victoria and Albert Museum в Лондоне, Harewood House в Йоркшире, Paxton House в Шотландии. А те владельцы частных антикварных коллекций, которые хранят оригинальные работы Чиппендейла отнюдь не спешат от них избавиться,  на крупнейших мировых аукционах такие раритеты выставляются на продажу очень редко и, по изначально  заоблачным стартовым ценам. Например, в январе 1990 г. на аукционной распродаже коллекции Говарда Джойнта (Howard Joynt), всего лишь один стул из гарнитура 1762 года работы Томаса Чиппендейла был продан за $418,000. А на аукционе «1999 World Auction», проходившем в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка, комод, в стиле «George III», выполненный из красного дерева Томасом Чиппендейлом, был продан за $1,654,950.  {replace on}

 

 

Москва +7 (495) 772-24-16
Санкт-Петербург +7 (812) 966-33-81
Email: info@art-furniture.ru

2009-2016 ©, АРТ Мебель
Яндекс.Метрика